В эпоху нового тысячелетия современный человек не представляет свою жизнь без участия информационных технологий, прочно вошедших в наше настоящее. Ими охвачены все области жизнедеятельности людей, общества: медицина, торговля, индустрия, образование... За стремительным развитием цифровых технологий – будущее.
Современные информационные тенденции диктуют актуальные направления профессий, специалистов в области IT-технологий, что в свою очередь требуют от личности определенных знаний, умений и навыков для успешной реализации в современных условиях. Сетевое взаимодействие по IT-направлению в образовательной школе, в настоящее время, является актуальным и успешным решением.

Школа
С 2013 по 2019 годы МБОУ “Покровская СОШ №2 с УИОП” являлась базовой школой по реализации республиканского проекта “Модернизациябазовых общеобразовательных учреждений путем организации дистанционного обучения. Педагоги школы проводили дистанционные уроки для учащихся МБОУ “I-Жемконская СОШ», МБОУ «II – Жемконская СОШ», МБОУ «Хоточчунская ООШ» по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ по математике, информатике, физике, химии, биологии, истории и обществознанию.
В 2015 году МБОУ “Покровская СОШ №2 с УИОП” стала лауреатом Всероссийского конкурса “WEB – лидер» в номинации «За лучшую организацию работы по внедрению ИКТ в образовательный процесс в образовательном учреждении». Педагоги Яковлева С.Ф., Иванова Е.В., Емельянова А.Н. награждены дипломами лауреата данного конкурса в номинации «За личный вклад во внедрение ИКТ в образовательный процесс».
В 2018 году школу определили как базовую школу АОУ ДПО РС(Я) «ИРОиПК» им. С.Н. Донского – II” для реализации республиканского мероприятия “Совершенствование норм и условий для полноценного функционирования русскогоязыка”.
В 2019 году школа включена в федеральный проект “Цифровая образовательная среда” в рамках национального проекта “Образование”. Для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды школе было выделено новое современное информационное оборудование, подключение к высокоскоростному Интернету, которое позволяет обеспечить доступ обучающихся, сотрудников и педагогических работников к цифровой образовательной инфраструктуре и контенту, а также автоматизировать и повысить эффективность организационно-управленческтих процессов. Участие школы в проекте дает возможность педагогам и ученикам решать новые задачи и добиваться высоких образовательных результатов.
В октябре 2018 года школа совместно с Покровским колледжем организовали первый пилотный IT-Хакатон Хангаласского улуса “Моя профессия–IT» для школьников и студентов, в целях развития интеллектуального потенциала, в Хангаласском улусе, подготовки конкурентоспособных специалистов в сфере информационных технологий.
Координаторами конкурса стали Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) и Ассоциация развития ИТ-отрасли Республики Саха (Якутия).
На протяжении трех дней работы Хакатона школьники школ №2 и № 4, студенты колледжа, в спортивном зале школы, создавали уникальные проекты.
Значимым событием мероприятия стало подписание соглашения между Ассоциацией развития IT – отрасли Республики Саха (Якутия) и МР “Хангаласский улус”.
В марте 2019 года, после организации «пилотного» Хакатона, на высоком уровне прошел IV республиканский конкурс «Моя профессия – IT 2019» среди школьников Хангаласского улуса и студентов Покровского колледжа.
С 2018 года Покровская школа является участником федерального проекта «Билет в будущее», цель проекта — оказание помощи школьникам в выборе дальнейшей профессии, сотрудничество с “Покровским колледжем” по профориентационному направлению.
Сотрудничество
В декабре 2020 года школа и Покровский колледж, в рамках сетевого взаимодействия, заключили соглашение о сотрудничестве с целью создания благоприятных условий для углубленного обучения и воспитания детей. Общими интересами сторон явились цифровые технологии. Приоритетными направлениями взаимодействия были определены мероприятия программы Юниорской Лиги.
Владимиров С.С., директор МБОУ «Покровская СОШ №2 с УИОП», рассказал, что, принимая во внимание большой интерес со стороны школьников, их родителей к области информационных технологий, позволяющий развить системное мышление, реализовать свои способности, раскрыть потенциал, пришла идея по открытию IT-класса.
Реализация данного проекта позволит создать условия для развития предпрофильного технического образования в области информационных технологий, помочь ученикам сделать осознанный выбор будущей профессии.

Покровский колледж
Cысолятин С.С., директор ГБПОУ “Покровский колледж”, подчеркивает, что на сегодняшний день IT- направление — это неотъемлемая часть нашей с вами жизни. Сейчас многие стремятся работать в ИТ. Эта сфера стабильно развивается и является одной из самых привлекательных с точки зрения трудоустройства и зарплатных ожиданий молодежи. Поэтому такие профориентационные мероприятия, как кружки, профильные профориентационные классы, будут отражаться только в положительную сторону для подрастающего поколения.
В целях реализации предпрофильной, профориентационной подготовки и создания условий для успешной социализации обучающихся был создан IT-класс из учащихся 8-х классов, на следующий год из – 7-х классов.

М.А. Лебедева, заместитель директора по учебно-производственной работе ГБПОУ “Покровский колледж”. “Колледж является одним из лидеров по участию в конкурсах профессионального мастерства, Хакатонах (марафон разработки), НПК. Самые престижные – WorldSkills, Моя профессия – IT, Шаг в будущую профессию. Кроме того, что мы принимаем участие, мы также являемся площадкой по проведению данных мероприятий. В числе наших педагогов – опытные эксперты, менторы и наставники. В рамках Юниорской лиги проходят такие мероприятия как: учебно-тренировочные сборы, демонстрационные соревнования по стандартам Ворлдскиллс, тренировки с привлечением федеральных экспертов и консультационное сопровождение-поддержка».

IT- кружки
В рамках сетевого взаимодействия учащиеся 7-8 классов, участники IT-класса проходят обучение на базе новых учебных мастерских Покровского колледжа по IT-компетенциям: «WEB-дизайн», «Разработка виртуальной и дополненной реальности», «DEV_LAB» (Лаборатория разработок).
Обучение в новых IТ – классах будет рассчитано на два года. Ребята будут изучать информационные технологии на (высоком, продвинутом) уровне, познакомились с виртуальной и дополненной реальностью, WEB – дизайном, DEV_LAB Лабораторией разработок, (разработкой мобильных приложений).
Занятия кружка ведутся в соответствии с установленным планом, расписанием в удобное для школьников время, в конце учебного года намечена отчетная конференция. О деятельности своих кружков с нами своим мнением поделились преподаватели, эксперты
Н.Н. Неустроев, преподаватель кружка «WEB-дизайн»: «Сегодня умение владеть компьютерными программами, а главное, уверенно себя чувствовать в Интернете, дает немалые перспективы, как заработка, так и личного роста. Появляется все больше «новых» профессий, которые становятся более востребованными и более высокооплачиваемыми. Одной из таких профессий является профессия веб-дизайнера. Очень важно то, что активизация познавательного процесса позволяет учащимся более полно выражать свой творческий потенциал и реализовывать собственные идеи в изучаемой области знаний, создаёт предпосылки по применению освоенных способов сайтостроения в других учебных курсах, а также способствует возникновению дальнейшей мотивации, направленной на освоение интернет-профессий, предусматривающих web-мастеринг».

Е.А. Солдатова, преподаватель кружка «Виртуальная и дополненная реальность»: «Программа обучения построена таким образом, чтобы обучающиеся получили начальные знания и опыт для проектирования и разработки VR/AR контента, получили навыки работы с современным оборудованием, что позволит приобрести представление об инновационных профессиях будущего.
В ходе обучения учащиеся рассматривают технологические аспекты реализации систем виртуальной и дополненной реальности: специализированные устройства, этапы создания систем VR/AR реальности, их компонентов, 3D-графика для моделирования сред, объектов, персонажей, программные инструментарии для управления моделью в интерактивном режиме в реальном времени.
В силу приобретенных знаний, умений и навыков, полученных в ходе прохождения данной программы, учащиеся уже могут создать приложение с дополненной реальностью».

М.А. Осипова, преподаватель кружка «DEV-LAB»: «На данный момент по программе дополнительного образования учится 14 школьников 7 класса. В неделю проводим с ребятами в среднем 2 часа. Мы спроектировали архитектуру продуктов, сделали прототипы на Figma. В настоящее время начинаем переводить все это в код для сайта на HTML и CSS. Это будут наши продукты. Впереди большая работа по упаковке и подаче проектов. Весной будут выступления и защита.
По окончании обучения учащиеся будут уметь создавать и защищать свои проекты, моделирующие простые физические явления, смогут использовать полученные навыки в практической деятельности, для успешного участия в Хакатонах, конкурсах мастерства и решения реальных задач».
Содержание работы кружков направлено на формирование технического мышления детей, позволяет школьникам приобрести те навыки, которые не всегда можно получить на уроках, повышает самооценку детей, влияет на развитие личности, самопознание.
Для участников образовательного проекта ИТ класс был проведен опрос.
1. Чему новому ты научился (-лась), посещая ИТ-кружки?
Андреева Сахайя, 8 класс: «Составлять программы для телефонных приложений, а также могу делать маски для приложения Instagram».
Баршуев Валентин, 8 класс: «Работать с блендером, создавать 3D моделированные объекты, работать с Unity».
Решетникова Дарина, 8 класс: «Научилась дизайнировать сайт».
Бакалдина Анжелика, 8 класс: «Я научилась создавать 3D модели. Также научилась создавать модели, на которые, когда направляешь камеру, то они движутся».
Тобохов Дьулустаан, 7 класс: «Научился делать слайды для сайтов».
Горчаков Максим, 7 класс: «Научился создавать превью для игр».
Широких Руслан, 7 класс: Понравилось делать обложки для приложений.
Латышев Айаал, 7 класс: «Узнал о программах, при помощи которых можно создавать сайты и игры».
Сех Ксения, 7 класс: «Научилась работать с Figma».

2. Что больше всего понравилось на занятиях?
Латышев Айаал, 7 класс: «Делать приложения и игры».
Горчаков Максим, 7 класс: «на занятиях мне понравился процесс работы на компьютере в IT кабинетах».
Сех Ксения, 7 класс: «Добрый преподаватель и новые способы работы».

3. Какие ИТ компетенции ты хотел бы изучить?
Ефремов Вадим, 7 класс: «Разработка мобильных приложений».
Латышев Айаал, 7 класс: «3D-моделирование».
Максим Христофоров, 7 класс: «Кибербезопасность, Разработка мобильных и компьютерных приложений».
Горчаков Максим, 7 класс: «Разработка компьютерных игр».

4. Планируешь ли ты работать в ИТ-сфере?
Широких Руслан, 7 класс: «Скорее всего».
Максим Христофоров, 7 класс: «Есть мысли, думаю об этом…»

5. Что порекомендовал бы изменить, добавить в проведении кружка?
Бакалдина Анжелика, 8 класс: «В кружке все идеально, хороший учитель, с которым можно посмеяться и поговорить на любую тему как будто с родителем. Преподаватели так же хорошие помощники, которые в любое время могут помочь с решением и не осудить тебя. Меня все устраивает.
Солдатова Алина, 8 класс: «Всё нравится!»
Горчаков Максим, 7 класс: «Меня все устраивает!».

— Считаете ли вы информационные технологии перспективными?
Ушницкая Оксана Степановна, родитель, мама Илиана Ущнишкого, ученика 8 класса: «Я считаю IT направление уже является неотъемлемой частью во всех сферах жизни современного человека».
— Каким знаниям, навыкам могут научиться ученики, посещающие IT кружки?
Ушницкая Оксана Степановна, родитель, мама Илиана Ущнишкого, ученика 8 класса: «Сбор и обработка информации за короткий срок с использованием IT намного экономит время ученика, а также расширяет кругозор, дает возможность работать и пользоваться с большим объемом информации».

Т.С. Родионова, заместитель директора по учебной работе МБОУ «Покровская СОШ № 2 с УИОП», координатор воспитательного процесса IT-классов, классный руководитель 8 класса: «Мой класс является участником проекта «IT-класс». Родители и ребята хорошо восприняли новость об открытии класса. Ученики с удовольствием посещают занятия в Покровском колледже. Моя задача как классного руководителя: направить, поддержать учащихся. Сейчас начинается новая эпоха цифровых возможностей и то, что ребята будут к этому готовы, это большой плюс. Изменения в учащихся заметны сразу, они стали более серьезные, подтянулись в учебе. Некоторые из них делают небольшие успехи в сфере IT».
Проект «Билет в будущее»
Создана совместная система деятельности учреждений по профориентационной работе школьников через профессиональные пробы, экскурсии, мастер-классы.
М.В. Филиппова, заведующая по учебно-производственной практике ГБПОУ “Покровский колледж”. «По профориентационному направлению тесно работаем с Покровской школой №2. В рамках профориентационной декады и Дней открытых дверей среди школьников проводятся экскурсии, мастер-классы, профессиональные пробы для школьников «Билет в будущее», учебно-тренировочные сборы для школьников «Юниорская лига», а также реализуются программы дополнительного образования, дополнительного профессионального образования и профессионального обучения проводятся для школьников.
Благодаря федеральному проекту по ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее» школьники имеют возможность пробовать свои силы и возможности, занимают призовые места на чемпионатах, конкурсах, осваивают новые умения и навыки, имеют возможность осознанно выбирать свою будущую профессию.
В результате работы по проекту «Билет в будущее» многие школьники решили поступить к нам в колледж, очень заинтересовались и начали принимать участие в чемпионатах, конкурсах, Юниорской лиге, пробовать свои силы, способности, некоторые из них занимают призовые места.
Хочется отметить и наставника прошлых лет Алексееву Майю Афанасьевну – наставника, учителя географии МБОУ «Покровская СОШ №2 с УИОП, классного руководителя. И как наставник, и как классный руководитель, очень активно работала по проекту «Билет в будущее», помогала своим ученикам в выборе профессии».
Профориентационная экскурсия
Н.А. Мартынова, заместитель директора НМР, координатор учебного процесса IT–классов: «С Администрацией Покровского колледжа нас объединяет тесное сотрудничество, слаженная работа, совместное планирование, составление расписаний, занятий, работа на перспективу. В декабре 2021 года была организована профориентационная экскурсия для учащихся 6-х классов. Ребята встретились с экспертами, преподавателями, студентами, получили ответы на интересующие вопросы, посетили IT-мастерские, опробовали в действии VR-очки, увидели виртуальную и дополненную реальность на примере календаря. Ребятам очень понравилась встреча, отметили высокий уровень и качество компьютеров и комплектующих. Многие шестиклассники заинтересовались и проявили желание записаться в IT-классы в следующем учебном году».
Результаты учеников
Приоритетным направлением сетевого взаимодействия школы и колледжа являются проведение учебно-тренировочных сборов (УТС) среди школьников для подготовки к чемпионатам ВСР и развития Юниорского движения WorldSkills Russia в РС (Я) с целью ознакомления с содержанием соревнований и требованиями для подготовки к участию на региональном чемпионате WorldSkills.
На соревнованиях учащиеся получают практические навыки, а учителя опыт организации семпионатов на местах. Учителя информатики МБОУ «Покровская СОШ №2 с УИОП Мордовской Д.А. и Егоров В.Д. являются экспертами улусного WorldSkills.
В результате работы по проекту «Билет в будущее» многие школьники нашей школы решили поступить в Покровский колледж, очень заинтересовались и начали принимать участие в чемпионатах, конкурсах, Юниорской лиге, пробовать свои силы, способности, некоторые из них занимают призовые места.

Павлов Николай – выпускник 2021 года МБОУ «Покровская СОШ №2 с УИОП» Хангаласского улуса. Прошел полный цикл проекта «Билет в будущее». Активно принимал участие на практических мероприятиях. В 2018 году занял 3 место на муниципальном этапе Чемпионата «WorldSkills Russia Juniors» по компетенции «Сетевое и системное администрирование».
В 2019 г. — 1 место на улусном Чемпионате «WorldSkills Russia Juniors» по компетенции «Кибербезопасность»,
1 место на VIII Открытом региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) РС (Я) по компетенции «Кибербезопасность».

Борисов Кирилл – ученик 10 класса МБОУ «Покровская СОШ №2 с УИОП» улуса.
В 2018 г. — 3 место Хангаласского на муниципальном этапе Чемпионата «WorldSkills Russia Juniors» по компетенции «Сетевое и системное администрирование».
В 2019 г. — 2 место на улусном Чемпионате WorldSkills Russia Juniors» в компетенции «Кибербезопасность».
В 2021 г. — 1 место на улусном чемпионате «WorldSkills Russia Juniors» в компетенции «3D моделирование для компьютерных игр».

Елфимов Илья — ученик 9 класса МБОУ «Покровская СОШ №2 с УИОП Хангаласского улуса.
В 2020 г. — 1 место во 2-м туре Юниорской лиги РС (Я) по компетенции «Разработка мобильных приложений».
В 2021 г. — 1 место на улусном чемпионате «WorldSkills Russia Juniors» в компетенции «Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений».
В 2021 г. — участник XI Открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) РС (Я) по компетенции «Кибербезопасность».

Павлов Дмитрий – ученик 10 класса МБОУ «Покровская СОШ №2 с УИОП Хангаласского улуса.
В 2019 г. — участник VIII Открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) РС (Я) по компетенции «Кибербезопасность».
В 2021 г. — 2 место на улусном чемпионате «WorldSkills Russia Juniors» в компетенции «Кибербезопасность».

Соловьева Виталина, ученица 8 класса МБОУ «Покровская СОШ №2 с УИОП Хангаласского улуса.
В 2021 г. — 2 место во 2-м туре Юниорской лиги РС (Я) по «WorldSkills Russia Juniors» в компетенции «Кибербезопасность».

Колесов Юрий, ученик 10 класса МБОУ «Покровская СОШ №2 с УИОП Хангаласского улуса.
В 2021 г. — 2 место на улусном чемпионате «WorldSkills Russia Juniors» в компетенции «Кибербезопасность».

Решетникова Дарина, ученица 8 класса МБОУ «Покровская СОШ №2 с УИОП Хангаласского улуса.
2022 г. — Лауреат III степени Всероссийского конкурса детских сисследовательских проектов “Первые шаги в науку”. Руководитель Н.Н. Неустроев.
Интервью с победителями

Елфимов Илья, ученик 9 «А» класса, 1 место на улусном чемпионате «WorldSkills Russia Juniors» в компетенции «Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений».
Вопрос: Илья, почему ты выбрал именно это направление?
Илья: Я участвую в чемпионате «World skills» на протяжении трёх лет. Постепенно уровень заданий для меня стал лёгким, поэтому в этом году я выбрал компетенцию «Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений». Задания были достаточно сложными, но я справился. Выбрал эту компетенцию потому что, в будущем хочу связать свою профессию с геймдизайном направлением.
Вопрос. Что бы ты хотел посоветовать начинающим участникам.
Илья: Главное, не стоит волноваться, паниковать. Если даже допустил ошибку, то продолжать выполнять задания. Если даже не займешь никакое место, то в результате, узнаешь, какие ошибки допустил и над чем работать в будущем, приобретешь полезный опыт.

Борисов Кирилл, ученик 10 «А» класса, 1 место, компетенция «3D моделирование для компьютерных игр»: «Чемпионат «World skills» для меня очень интересен, участвую в нем 3-й год. В прошлом году тоже выбрал направление 3D моделирование. Трудностей было много, особенно со скетчами. После конкурса решил продвигать опыт в использовании программ для моделирования. Советую участвовать в свое удовольствие».

Перспективы
Приоритетными направлениями взаимодействия являются следующие мероприятия:
 Республиканский конкурс « Моя профессия – IT» (Хакатон).
 Юниорская лига WorldSkills Russia (обучение обучающихся, методическое сопровождение педагогов, обмен опытом, участие педагогов школы в качестве экспертов).
 Проект «билет в будущее».
Все эти мероприятия профориентированы и дают школьникам возможность осознанно выбрать профессию в быстро меняющемся мире, определиться с образовательной траекторией и в будущем найти свое место на рынке трудно.
Позволяют, во-первых, попробовать свои силы в конкретной специальности. Во-вторых, получить информацию о ней непосредственно из уст представителей профессионального сообщества, понять, как устроена отрасль и увидеть перспективы карьерного роста.
Также поддерживая, развитие технического образования школьников Хангаласского улуса, ученики 8-9 классов нашей школы принимают участие в пилотном проекте «Цифровые профессии» по современным языкам программирования.
Подводя итоги, изучение перспективных цифровых технологий позволит ученикам Покровской СОШ №2 сформировать навыки и учения, уметь решать практические задачи, стать конкурентноспособными на рынке труда.
Мы надеемся, что опыт, приобретённый в результате работы профориентационных кружков в рамках Юниорской лиги, проекта «Билет в будущее» поможет достичь нашим юным участникам дальнейших достижений.

Мартынова Н.А., заместитель директора по НМР
МБОУ «Покровская СОШ № 2 с УИОП».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *